Искандер13 (iskander1313) wrote,
Искандер13
iskander1313

Category:

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ. Ленингор/Ахалгори

Оригинал взят у serge_novikov в ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ. Единственный грузинский район (Путеводитель на скорую руку)
IMG_3892.JPG

Одной из целей транскавказской поездки-2016 было посещение Ленингорского района Южной Осетии, самого дальнего от её столицы. Благо из документов, как и для остальной ЮО, для Ленингора не нужно ничего, кроме внутреннего российского паспорта. За всё время поездок в эти края район оставался единственным, который никак не доводилось увидеть собственными глазами. Остальные три района республики: Цхинвальский, Знаурский и Джавский/Дзауский - были целенаправленно посещены в 1999, 2001 и 2012 годах.

***
Попасть в Ленингор напрямую со стороны Цхинвала для неместного человека стало проблематично почти сразу после распада СССР. И дело даже не в том, что прямой дороги в советское время не было и водители делали крюк через Горийский район Грузии. Когда к географии примешалась политика, стало намного сложнее.


В самом начале 90-х, когда Южная Осетия провозгласила и защитила свою независимость от Тбилиси, она смогла удержать только 60% территории бывшей Юго-Осетинской автономной области. Подавляющая часть грузинского населения ЮО осталась в зоне контроля Грузии. Так, Ленингорский район был разделён на две части по этническому принципу. В большей, грузинской, оказался и районный посёлок, которому вернули прежнее название Ахалгори.
1.
Южная Осетия по итогам войны 91-92.jpg
Южная Осетия между 1992 и 2008. Штриховкой обозначены территории, остававшиеся под контролем Грузии.

Кроме того, в Тбилиси назвали ЮО «сепаратистским образованием» и объявили незаконным посещение республики со стороны России.

Таким образом, проезд в Ленингорский район со стороны Цхинвала с транзитом через Грузию для иностранного путешественника был делом по определению рискованным. В относительно спокойные годы, без обострений конфликта, путешествие могло быть беспроблемным только в сопровождении авторитетного человека из местных, желательно на его машине. (В 2001 году мне предлагал так проехать известный в республике человек, уроженец ленингорского села Верхний Цолд Алексей Георгиевич Маргиев.) В противном случае поездка могла превратиться в череду объяснений с силовиками на постах с обеих сторон.

Проще было ехать в Ленингор со стороны Тбилиси, через Мцхету и Мухрани, и возвращаться той же дорогой, чтобы не вызывать лишних вопросов. Но для всего этого россиянину нужно было потратить некоторое время и энную сумму, чтобы обзавестись визой Грузии.

***

Во время войны 08.08.08 в Ленингорский район без боя вошли российские войска и Южная Осетия восстановила контроль над всей своей территорией. С этих пор, как ни странно, район стал самым труднодоступным в республике. Граница с Грузией, через которую в советское время шёл весь транспорт из Цхинвали в Ленингори, была перекрыта. А внутриосетинская дорожная сеть между ними ограничивалась двумя перевальными грунтовками, одна из которых была настолько тяжела, что движение по ней быстро прекратилось.

По большому счёту, единственной дорогой во внешний мир для ленингорцев оставалась трасса на Мухрани – Мцхету – Тбилиси, благо на этом направлении существует единственный в ЮО пункт пропуска в Грузию (правда, только местного значения).

Однако ситуация понемногу начала меняться. В 2011 году внутриосетинская дорога была ещё страшна, но появилась надежда на улучшение. Вот как описал те реалии очевидец:

«Вся дорога грунтовая, по большей части неукатанная, две машины разъезжаются с трудом... Попадаем в Ксанское ущелье, первое грузинское село - Канчавети. Под колёсами - сплошная жижа; как ориентироваться случайному водителю, непонятно. Да их тут и не бывает. Наш шофёр рассказал, что однажды, возвращаясь в Цхинвал, «оставил» здесь глушитель. Так как был прилично одет, решил забрать его в следующий раз. И забрал - он как валялся в грязи, так там и остался. Мы добрались до Ленингора за 2,5 часа - наш водитель гнал. Несколько раз было ощущение, что можем уйти в пропасть… Хотя собираются делать нормальную трассу - в нескольких местах проводят работы, ездят грузовики».

К осени следующего года между Цхинвалом и Ленингором уже достраивали грунтовую дорогу, альтернативную двум предыдущим. Примерно в это же время в Цхинвале и даже Владикавказе были замечены рейсовые ленингорские уазы-«буханки».
2.
404.JPG
Расписание ленингорской маршрутки на втором автовокзале Владикавказа, 2012-2013 годы.

И пусть ходили они раз-два в неделю, отдавая большинство пассажиров на растерзание таксистам, но, как говорится, лиха беда начало…

Во второй половине 2015 года дорогу заасфальтировали. Местные говорят, что принимать её приезжала комиссия аж из Москвы. Правда или нет, не знаю, но трасса получилась действительно достойной – с отбойниками, противолавинными ограждениями, автобусными остановками с навесом и единственными в мире дорожными указателями, где надписи выполнены на осетинском и русском.
3.
IMG_3706.JPG
Трасса Цхинвал - Ленингор за селом Ксуис. На заднем плане - Присские высоты, ставшие широко известными в годы грузино-осетинского конфликта.

4.
IMG_3730.JPG
Спуск с первого перевала в сторону села Верхний Горат.

5.

IMG_3762.JPG
Между сёлами Заккор и Канчавети. Есть даже такие указатели. ))

***

Дорога тянется на 85 километров, об этом сообщает первый же указатель на выезде из Цхинвала. Зимой на «Ниве» или «УАЗе», без затяжных фотосессий и снежных заносов, путь займёт два часа.
6.
IMG_3664.JPG
Цхинвал. Вокзальная площадь.

Я прошёл его 5 января, на следующий день после сильного снегопада, из-за которого в Южной Осетии отменили больше половины общественного транспорта по республике.
7.
IMG_3176.JPG
Стоянка ленингорских маршруток на автовокзале в Цхинвале. Увы, до Рождества ловить было нечего...

Пришлось ехать на такси, для ЮО это вообще дело обычное. Машина от цхинвальского вокзала обошлась в 2 тысячи рублей – дешевле стандартной таксы на ленингорском направлении (но дороже, чем сопоставимая по сложности поездка из Владикавказа в Грузию, до горнолыжного курорта Гудаури).
8.
IMG_3725.JPG
Цхинвальский таксист Володя и его «Нива» на перевале за селом Хелчуа.

Если вкратце, нынешняя дорога Цхинвал-Ленингор – это с десяток сёл и три несложных перевала. Однако даже при всём этом она считается более трудной, чем более протяжённая Транскавказская магистраль, которая ведёт в столицу Северной Осетии.
9.
IMG_4051.JPG
Вид на Цхинвал от начала ленингорской трассы.

Первая за Цхинвалом населёнка называется Эредви. Это бывшее грузинское село, разгромленное в августе 2008-го и сейчас почти заброшенное.
10.
IMG_3694.JPG
Цхинвальский район. Село Эредви.

За ним идут грузино-осетинское село Ксуис с крестово-купольным храмом Дзелицховели и преимущественно осетинское Хелчуа, а за ними – первый перевал, самый высокий и затяжной.
11.
IMG_3718.JPG
Цхинвальский район, село Ксуис. В центре на холме виден храм, в ложбине - здание российской военной базы.

12.
IMG_4036.JPG
Дорога Цхинвал - Ленингор. Первый перевал по пути из столицы.

Между этим и следующим перевалом находятся три осетинские деревни - Верхний и Нижний Горат (с мостом через реку Меджуда/Медзыда) и Андорет.
13.
IMG_3734.JPG

14.
IMG_4033.JPG
Мост через речку Медзыда/Меджуда у села Нижний Горат.

Многие эти селения выглядят сильно опустевшими. Где-то, например в Эредви, прежние жители-грузины бежали после войны, а новые поселенцы не спешат обживать чужие разрушенные дома. А где-то – скажем, в маленьких сёлах между первым и вторым перевалами – люди просто разъезжаются в поисках лучшей доли. «Эти деревни – «списанные», - сказал мне таксист. – Молодёжь разбегается, старики вымирают».

Дальше, после второго перевала, идут селения побольше - осетинские Нижний Цолд (полпути до Ленингора) и Заккор, оба – уже в Ленингорском районе.
15.
IMG_3742.JPG

16.
IMG_3753.JPG
Нижний Цолд. Одна машина с грузинскими номерами, другая - с североосетинскими. В отличие от Цхинвала здесь это никого не удивляет.

17.
IMG_4012.JPG
Село Заккор.

В Заккоре, на мосту через речку Лехура, будет пост ГАИ. (За мостом и постом ответвляется дорога на юг. Проходя через селения Монастер и Абреви, она приводит в сёла Орчосан, самый южный населённый пункт ЮО, и Цинагар, до 2008 года - центр осетинской части Ленингорского района.)
18.
IMG_4014.JPG
Ленингорский район. Речка Лехура в селе Заккор.

После Заккора начинается третий перевал, самый маленький и почти незаметный. За ним – протяжённое грузинское село Канчавети. Отсюда рукой подать до Ленингора и сросшейся с ним деревни Икоти.
19.
IMG_3770.JPG
Вид на Икоти и Ксанское ущелье из села Канчавети. Кто-нибудь знает, как называется гора, которая возвышается на горизонте?

Спускаемся вниз, пересекаем мост через реку Ксани (по-осетински - Чисандон), проезжаем большой российский военный городок – и вот мы в райцентре.
20.
IMG_3813.JPG


***

Ещё с советских лет Ленингорский район был самым грузинским в Южной Осетии. Такое «звание» он удерживал даже при наличии крупных грузинских сёл между Цхинвалом и селом Гуфта вдоль Транскавказской магистрали, а также (хоть и в меньшем количестве) в Цхинвальском и Знаурском районах.
21.
IMG_3899.JPG
Шота Руставели, Пушкин и Коста Хетагуров во дворе районной администрации.

После войны 2008 года, когда грузинский анклав к северу от Цхинвала был уничтожен, Ленингор с его полутора-двумя тысячами жителей остаётся единственным в ЮО регионом с компактным картвельским населением. По некоторым данным, даже после массового исхода в последние годы его доля в райцентре составляет 85%. Остальные 15% приходятся, видимо, на местных осетин-чсанцев и армян, сильно огрузиненных за предыдущее столетие.
22.
IMG_3781.JPG
Лаваш на дровах, балконы-самострои и башня старинной крепости. Порой именно так выглядят дворы ленингорских многоквартирников.

23.
IMG_3903.JPG
Уголок старого Ахалгори.

24.
IMG_3915.JPG
Ленингорская церковь.

То, что грузины здесь составляют подавляющее большинство, чувствуется сразу. Этакий островок этнической Грузии, волей истории оказавшийся в составе другого государства. В отличие от того же Цхинвала здесь повсюду слышна грузинская речь – lingua franca в масштабах района, на домах висят грузинские таблички с названиями улиц, многие машины ездят с грузинскими номерами, в маленьких частных магазинах полно товаров из Сакартвело…
25.
IMG_3884.JPG

26.
IMG_3800.JPG
Ленингор. Улица, названная в память о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 года.

27.
IMG_3881.JPG
Советский грузовичок с грузинскими номерами на улице Сталина.

В числе соответствующих этнических маркеров Ленингора – его главная достопримечательность, дворец ксанских эриставов с музейной экспозицией внутри...
28.
IMG_3844.JPG

29.
IMG_3861.JPG

30.
IMG_3857.JPG

31.
IMG_3848.JPG

...а также памятник самим эриставам - Шалве, Бидзине и Элизбару, принявшим смерть от персидского шаха Аббаса II за отказ перейти в мусульманскую веру.
32.
IMG_3776.JPG

33.
IMG_3779.JPG

А в верхней части посёлка, по пути к церкви от площади с эриставами, мы увидим импровизированную автостанцию на Тбилиси. До столицы Грузии отсюда всего 60 километров, маршрутка проезжает их за полтора часа с учётом прохождения постов. Поездки по делам в соседнюю страну для ленингорцев самое обычное дело; многие имеют грузинские паспорта или справки по «форме №9», дающие право на пересечение осетино-грузинской границы.
34.
IMG_3923.JPG
Ленингор. Тбилисская «автостанция».

Вместе с тем путешественник заметит, что Ленингор – уже не Грузия. Поймёт по российским рублям, вытесняющим грузинские лари, по русскоязычным вывескам на центральных улицах, по бело-красно-жёлтому осетинскому флагу на здании районной администрации и плакату с изображением президента Тибилова в обществе его российского коллеги… и, возможно, по придирчивым расспросам сотрудников местного КГБ, решивших на всякий случай проверить документы. И ещё – по чистой, без акцента русской речи, которая слышится не реже грузинской. «Виноваты» в этом военные из России, которые вместе с семьями составляют тут немалую и весьма заметную часть населения.
35.
IMG_3827.JPG
Улица в центре Ленингора.

36.
IMG_3795.JPG
Плакат на центральной площади.

37.
IMG_3841.JPG
Бывшая улица Акакия Церетели, переименованная в честь борца-вольника Бесика Кудухова.

***

Ежели вы оказались в посёлке под вечер (скажем, приехали на цхинвальской маршрутке), имеет смысл здесь заночевать, разместившись в единственной гостинице на центральной улице. Говорят, даже в сравнении с цхинвальским «Ирыстоном» этот отель ультрабюджетный - всего 150 рублей с человека!
38.
IMG_3823.JPG
Двухэтажное здание слева и есть единственная в Ленингоре гостиница. ))

Однако проверить эти сведения мне так и не довелось – позвали в гости радушные местные жители. Диди мадлоба!
39.
IMG_3794.JPG


***

На осмотр Ленингора вместе с музеем объективно хватит двух-трёх часов. Если вы на машине, добавьте ещё примерно столько же на окрестности. В таком темпе можно пробежать всё галопом и тем же вечером вернуться в Цхинвал. Впрочем, слишком торопиться я бы не советовал – всё-таки Ленингорский район интересен больше атмосферой, чем достопримечательностями. А чтобы прочувствовать атмосферу, нужно время…

К слову, об окрестностях.
40.
IMG_3769.JPG
Нижняя часть Ксанского ущелья.

Ленингор - совсем не конец географии, как мне казалось до поездки. По слухам, вверх по Ксани существует автобусное сообщение почти до последнего села в ущелье, – Балаани. От райцентра это около 20 километров. Автобусы, скорее всего, очень редки – приходится больше рассчитывать на такси или автостоп.

Дорога Ленингор - Балаани идёт через селение Ларгвиси, примечательное большим красивым монастырём средневековой постройки. Обитель не действует, монахов там нет. Но иногда там бывает живущий в том селе грузинский священник митрополит Исайя, в мирской жизни – художник-мультипликатор. Будете в Ларгвиси – передавайте привет от автора этого блога!

А в пределах пешей доступности от Ленингора, в двух-трёх километрах по той же дороге, можно посмотреть уже упомянутое Икоти.
41.
IMG_3957.JPG

42.
IMG_3961.JPG

43.
IMG_3954.JPG
Икоти. Водосточная труба.

На холме в северной части села расположен миниатюрный монастырь св. Александра, в котором подвизаются четыре монахини из Абхазии и Мегрелии.
44.
IMG_3982.JPG
Ленингорский район. Монастырь в селе Икоти.

45.
IMG_3968.JPG
Монастырские ворота в Икоти.


Другие истории из поездки:
Очередное возвращенческое (краткие итоги)
Коротко в ч/б
Артефакты из недопризнанной республики
Про барана и осла
СМС-диалоги с родными
Tags: путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments